Смена работы — серьезный шаг. Хорошо, когда в компании работает кто-то из близких — можно получить достоверную информацию об обстановке из первых рук. Но если доверенных лиц среди сотрудников нет, приходится обращаться к интернету. Большинство специалистов, рассчитывая на долгосрочное сотрудничество, перед подписанием договора читают отзывы о будущем работодателе. 

Лучшие сайты для отзывов о работодателях  

Геоинформационные (картографические) сервисы обычно ориентируются на впечатления клиентов, а не персонала. Даже если комментарий работника пройдет модерацию, вряд ли его прочитают те, кому он мог бы помочь. Другое дело — специализированные площадки, где можно оставить отзыв о работодателе. Принимаются комментарии от сотрудников и на универальных отзовиках.

hh.ru

На крупнейшем портале резюме и вакансий комментарии о сотрудничестве очень востребованы. Но напрямую на hh.ru оставить отзыв о работодателе нельзя — сервис использует интеграцию с Dream Job. В карточке компании на обоих сайтах отображаются одни и те же отзывы.

Из профиля организации на хх ру оставить отзыв о работодателе можно следующим образом:

  1. Нажмите кнопку “Оставить отзыв”.
  1. Ознакомьтесь с информацией о том, что публикация будет анонимной.
  1. Заполните базовые сведения — город, должность, текущее или прошлое место работы оцениваете, какой опыт сотрудничества имеется.
  1. Проставьте оценки по критериям: условия труда, коллектив, руководство, возможности роста, условия для отдыха, уровень дохода.
  1. Напишите текст отзыва — что нравится, а что стоило бы улучшить. По каждому из пунктов — не менее 60 символов.
  1. Отметьте льготы и условия.
  1. Финализируйте отзыв ответом на вопрос, готовы ли вы порекомендовать компанию друзьям.

Dream Job  

Вы можете оставить отзыв о работодателе на hh, а можете непосредственно на Dream Job — в любом случае, они попадут в общую базу и будут видны на обоих сайтах.

Внешний вид интерфейса при подготовке отзыва немного отличается, но информацию нужно сообщить ту же:

  1. Укажите город, должность, является ли место работы текущим или прошлым, сколько вы там проработали.
  1. Дайте оценку по критериям.
  1. Прокомментируйте, что нравится, а что нуждается в улучшении.
  1. Перечислите льготы и удобства.
  1. Примите решение, готовы ли порекомендовать компанию другу.

На Dream Job можно оставить анонимный отзыв о работодателе — если вы не напишете в тексте какие-то личные подробности, компания не узнает, кому из сотрудников принадлежит комментарий.

Правда Сотрудников 

Сайт Правда Сотрудников позволяет написать отзыв очень быстро, без предварительной регистрации — достаточно заполнить небольшую форму:

  • имя — можно вымышленное;
  • роль — соискатель, сотрудник, бывший сотрудник;
  • общее впечатление — рекомендуете или не рекомендуете;
  • вид зарплаты — белая, серая, черная;
  • соответствие зарплаты рынку;
  • оценка (по пятибалльной шкале) соцпакета, карьерного роста, коллектива, руководства и условий труда (соискателю предлагается оценить по трем пунктам — сотрудник HR, соцпакет и карьерный рост);
  • достоинства и недостатки компании;
  • город;
  • e-mail;
  • капча.

Любой пользователь имеет возможность ответить на опубликованный отзыв. Официальный представитель компании получает дополнительные возможности:

  • уведомление о новой оценке;
  • публикация ответов от имени организации;
  • отправка одного письма на email автора (сам почтовый адрес не демонстрируется, сервис делает переадресацию).

Интересная особенность сайта: можно просмотреть все отзывы, оставленные с одного IP-адреса и с одного компьютера.

Antijob  

Сайт Antijob позиционируется как черный список — здесь можно оставить отзыв о плохом работодателе или рассказать о произошедшем конфликте:

  1. Выберите компанию.
  1.  Напишите текст отзыва — как можно подробнее, но без мата.
  1. Дополните информацию о подразделении.
  1. Расскажите о своем опыте взаимодействия.
  1. Прикрепите подтверждающие документы.
  1. Завершите публикацию.

Отзывы относятся к одной из трех категорий: заверенные, доверительные, анонимные.

Другие популярные площадки  

Можно опубликовать свое впечатление на универсальных площадках:

  • Отзовик. Здесь есть раздел “Работа и заработок”, но многие пишут комментарии в разделе “Компании и предприятия”;
  • IRecommend. Отзывов о работодателях мало, они разбросаны по разным разделам. В основном речь идет о различных биржах заказов, агрегаторах и фрилансерских сайтах, а не о традиционном официальном трудоустройстве;
  • Авито. Перед тем, как оставить отзыв на авито о работодателе, не обязательно вступать с ним в переписку (как это требуется для объявлений о продаже). Но на одном из первых шагов система запросит документальное подтверждение (например, скан или фото трудового договора или расчетного листа). 

После этого будет предложено заполнить анкету из нескольких блоков: об оплате труда, про штрафы и взносы, оценка по пятибалльной шкале, преимущества и недостатки.

Как оставить отзыв о работодателе  

Выбирая площадку для публикации отзыва, обратите внимание на следующие характеристики:

  • популярность. Самые известные сервисы перечислены выше. Также можно ориентироваться на выдачу в поисковиках (Google, Яндекс) по общим запросам вроде “оставить отзыв о компании работодателе” или по более узким, с указанием конкретного названия организации, например, “отзывы работников Билайн”;
  • авторитетность. Если на сайте нет модерации, неминуемо будет много заказных отзывов. Посмотрите опубликованные комментарии — если они однообразные, много неестественно-восторженных текстов, не стоит тратить время на описание настоящего опыта;
  • возможность анонимной публикации. Если вы пишете про своего настоящего (не бывшего) работодателя, откровенные комментарии могут привести к проблемам. 

Некоторые сервисы требуют регистрации или входа с помощью подтвержденных учетных записей (VK ID, Яндекс ID, Сбер ID и т.д.), другие позволяют оставить отзыв о работодателе без регистрации.

После того, как вы напишете свое мнение, оно может быть сразу опубликовано или отправлено на модерацию (в зависимости от платформы занимает от нескольких минут до нескольких дней). 

Анонимные отзывы  

Не все пользователи готовы писать честный комментарий, если руководство и коллеги узнают об их авторстве. Кто-то боится штрафов и санкций, кто-то просто не хочет портить отношения. Поэтому популярные сервисы позволяют публиковать отзывы анонимно. Но чтобы предотвратить накрутку, многие из них все же требуют зарегистрироваться или войти с помощью подтвержденного аккаунта (такого как VK ID, Яндекс ID, Сбер ID).

Информация об авторе при этом читателям (даже официальным представителям работодателя) не будет видна.

Чтобы сохранить конфиденциальность, не добавляйте в текст подробности, позволяющие вас идентифицировать. Например, если вы напишете: “При трудоустройстве обещали зарплату 80 тысяч в месяц, за январь выплатили 62172 рубля — сказали, что выполнил план всего на 84,9%, хотя заранее ни с каким планом не ознакомили”, — очевидно, что руководство легко вычислит, кому принадлежит этот комментарий.

Написание эффективного отзыва  

Основные мотивы, по которым люди пишут отзывы о своем работодателе:

  • обида или конфликт;
  • прямая просьба руководителя написать что-то хорошее;
  • “прощальное письмо” при увольнении.

В любом случае, чтобы отзыв был полезным, следует придерживаться базовых рекомендаций:

  • в приоритете — факты, а не эмоции. Подумайте, какая информация поможет соискателям принять решение;
  • избегайте нецензурной лексики и оскорблений;
  • не разглашайте персональную информацию, коммерческие тайны и подобные сведения (даже если уже уволились);
  • пишите достаточно подробно и последовательно. Постарайтесь не перескакивать с одного события (или критерия оценки) на другой;
  • не концентрируйтесь на мелочах (если только они не служат иллюстрацией и доказательством какого-то более крупного факта). Например, если в организации не выдают необходимую спецодежду и средства индивидуальной защиты — это важно. Но писать три листа о том, что вы мечтали о синих перчатках, а фирма третий раз закупает исключительно зеленые, явно не стоит;
  • перед публикацией проверьте текст на орфографические и пунктуационные ошибки. Это не диктант, но грамотный комментарий приятнее читать и он вызывает больше доверия.

Как работодателям работать с отзывами  

Негативные отклики неизбежны — угодить всем невозможно. Выплеснуть свою обиду может соискатель, не прошедший собеседование, или уволенный за нарушения сотрудник. Если вы заботитесь о своей репутации, советуем использовать следующие инструменты:

  • добавление положительных отзывов, которые скроют отрицательные. Можно попросить лояльных сотрудников оставить комментарии или воспользоваться услугами агентства (купить отзывы);
  • нейтрализация негативных отзывов. Постарайтесь дать аргументированный и доброжелательный ответ на нападки, предложите недовольному сотруднику решение проблемы;
  • удаление отзывов. Изучите правила площадки, свяжитесь с администрацией для того, чтобы обсудить возможность удаления отзывов. Этот путь подходит для недостоверных, заказных оценок.

Если негатива много, сотрудники жалуются на одно и то же, постарайтесь проработать проблему. Повышение лояльности персонала значительно повышает эффективность любого бизнеса.

Борьба с фейковыми отзывами  

Причины появления фейковых отзывов могут быть разными:

  • ошибка автора (перепутал фирмы с похожими названиями);
  • попытка конкурентов очернить компанию, чтобы переманивать перспективных соискателей;
  • вымогательство (когда автор, разместивший отзыв, предлагает удалить его за вознаграждение).

Если вы уверены, что описанная ситуация не имела места в действительности, а опубликовавший отзыв человек никогда у вас не работал, можно сделать следующее:

  • написать аргументированный ответ — если автор случайно разместил комментарий не в ту карточку, он сам удалит оценку;
  • обратиться в службу поддержки платформы. Например, на Dream Job при возникновении спора администрация запрашивает у автора подтверждение трудовых отношений, и, если они не предоставляются в течение двух недель, удаляет сомнительный комментарий. На время разбирательства отзыв скрывается.  

Частые вопросы  

Можно ли удалить негативный отзыв о компании?  

Зависит от политики сайта. Авторитетные площадки соглашаются удалить только недостоверные отзывы, но существуют и такие, которые за плату готовы подчистить что угодно. В любом случае, этот вопрос нужно обсуждать с официальными представителями сервиса. Если удаление отзывов вам предлагает стороннее агентство — с большой долей вероятности вы общаетесь с мошенниками. 

Как проверить достоверность отзыва?  

Обычно фейковые отзывы пишутся общими фразами без конкретных деталей. Авторы апеллируют к эмоциям, а не фактам: “Ужасное отношение к сотрудникам”, “Полный ужас”, “Никакого уважения к работникам”. В последнее время к написанию текстов привлекают нейросети, которые иногда используют странные словосочетания.  

Какие компании чаще всего получают негативные отзывы?  

Сферы с высоким уровнем конфликтов: retail, HoReCa, строительство. Два значимых фактора, влияющие на количество негативных отзывов:

  • высокая текучесть кадров;
  • объективно плохие условия — отсутствие официального оформления, задержки оплаты и обман при расчете, агрессия и унижения со стороны руководителей. 

Вывод: отзывы как инструмент выбора работодателя  

Отзывы сотрудников — отличный источник информации для соискателей. Если у работодателя низкий рейтинг и много негативных комментариев, востребованный специалист не захочет к нему устраиваться даже если ему пообещать привлекательные условия. Следить за репутацией организации как работодателя ничуть не менее важно, чем за другими аспектами репутации. Агентство Smart Rating поможет вам выстроить и реализовать стратегию управления рейтингом, эффективно нейтрализовать негатив и сформировать положительный облик на популярных отзовиках. Напишите в Telegram или заполните форму на сайте, и мы ответим на все вопросы о сотрудничестве.